История | ОТ СОЗДАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ДО РЕФОРМЫ

7 августа 1995 г. правительство Российской Федерации постановлением №790 одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в стране. Это был первый документ, который указал на причины необходимости поиска кардинальных изменений...


в пенсионной сфере, а также принципы, на которые будет опираться будущая система. С тех пор проблема пенсионного обеспечения не выходила из разряда топовых. А за последующие годы стране довелось пережить затяжной период дефицита Пенсионного фонда, кризис неплатежей и задолженности, шок от дефолта-98 и прийти к выводу, что от реформы никуда не убежать.

В середине 1990-х остро встала проблема старения населения. Резкое вступление России на рельсы рыночной экономики привело неподготовленную страну к кризису практически во всех сферах общественной жизни: в политике, экономике, культуре. В экономическом отношении заметно снизился уровень производства: многие предприятия просто обанкротились, а часть провела массовую чистку кадров. Одновременно росла задолженность предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разного уровня. В результате чего люди (потенциальные «взносчики» в Пенсионный фонд) остались без работы, а страна - без желающих увеличивать рождаемость.

 

 

Естественно, это потребовало срочного повышения уровня пенсий, но Пенсионный фонд оказался не в состоянии выполнить свои обязательства, его задолженность начала приобретать колоссальные размеры.

Размер пенсии не зависел от трудового вклада работника во время его трудовой жизни, поэтому число занятых в нелегальном секторе экономики могло спокойно расти. Пенсионные выплаты не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы, поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, при том же стаже и квалификации.

Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. (в результате либерализации цен) упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению покупательной способности пенсий.

Относительно ранний возраст выхода на пенсию в купе широкой практикой досрочного выхода (с 1993 года число категорий пенсионеров, которым разрешен досрочный выход на пенсию, увеличилось не менее чем на 30%) существенно увеличили нагрузку на Пенсионный фонд.

Повышение доходов ПФ, подразумевало под собой повышение рост тарифов отчислений. В середине 1990х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Когда же общая налоговая нагрузка на товаропроизводителей достигла роковой черты, началось активное уклонение плательщиков от налогов и обязательных отчислений и столь же активная пропаганда по телевизору: «Заплатил налоги – живи спокойно!».

Сам Пенсионный фонд создавался еще при советской системе, которая, как мы помним, была перерапределительной. Соответственно, в отличие от других европейских стран, где пенсионные фонды в основном негосударственные и занимаются накоплением средств будущих пенсионеров, наш взял на себя совершенно несвойственные ему функции, например: выплата пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплаты лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом безработицы и так далее.

Все эти процессы поставили новые требования перед пенсионными системами. Поиск эффективных пенсионных систем начался во всем мире.

Перед реформаторами ставились задачи не только обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, но и адаптации ее к развивающимся рыночным условиям.

- Обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении;

- снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;

- повышение ответственности работника за будущую пенсию;

- легализация трудовых доходов;

- соотнесение размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина;

- устранение государственного монополизма в пенсионной сфере;

- снижение налогового бремени на работодателя;

Вот далеко не весь список задач, которые осмелились поставить перед собой реформаторы.

Как же они это делали? 


1 апреля 2011 года социальные пенсии россиян проиндексированы на 10,27% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2010 год.

Новости Роспенсии

30.10.12

Сергей Миронов высказался за ликвидацию ПФР

На пресс-конференции новостному агентству Интерфакс, Миронов заявил: «Для...

08.10.12

Кучин проведет открытие курсов компьютерной грамотности для людей старшего возраста

В министерстве сообщают, что 1 октября министр Сергей Кучин и директор филиала ОАО...

06.09.12

Новый прожиточный минимум введенный в Омске

Нормой является, если в семье на одного человека в расчете минимальный средний...

05.09.12

10 лет московской прописки дают право на надбавки к пенсии

Департамент социальной защиты разъясняет, что этот срок может суммироваться, если...

 

РОСПЕНСИЯ.РУ

Все права защищены, 2011-2013

Новости | Законодательство | Реформы | Пенсионерам | Работодателям | Материнский капитал | Социальные программы | Пенсионный навигатор |